Экскурсии по Черногории и близлежащим странам

Экскурсии по Черногории и близлежащим странам.

Черногорский пейзаж
     После посещения Хорватии нам очень захотелось побывать и в других республиках бывшей Югославии. На этот раз мы выбрали Черногорию. По рассказам друзей - это удивительная страна с необыкновенно красивыми пейзажами и теплым Адриатическим морем.
       Когда мы прилетели в аэропорт Тиват, то первое, что меня удивило, что на аэровокзале было написано Монтенегро. Конечно же, я сразу спросила, что это значит. Оказывается, Монтенегро - это международное название Черногории и происходит оно от двух слов: Монт - гора, негро - черный.

Сразу же после заселения в отеле мы отправились на море, прошли по красивой набережной и сразу же купили билеты на морскую прогулку. Нас  прокатили по очень красивым местам, показали замок на острове со старинными крепостными стенами, городской маяк, а потом высадили на острове Св. Николая (местное население, почему-то,  называет его Гавайи), где можно полакомиться вкусным шашлычком, выпить кружку пива или искупаться и позагорать на очень хорошо оборудованном пляже. В этот же день мы заказали несколько экскурсий (по очень доступной цене) по Черногории и близлежащим странам (это были Босния-Герцеговина и Албания).
Будва.
Будва. Башня Старого города
      Это достаточно большой город - курорт на берегу моря. Здесь очень много отелей, кафе, ресторанов практически на берегу.  Если пройти по набережной, то легко дойти до Старого города, построенного еще во времена византийцев.  Он окружен мощной крепостной стеной с башнями и бойницами. Дороги здесь узкие, вымощенные камнем.
Будва. Старый город
Весь Старый город очень напоминает Венецию, такие же запутанные улочки, очень тесно, зелени практически нет.
Здесь очень много различных магазинов, есть магазин антиквариата. Выйдя из старого города можно попасть на другие пляжи и на лодочную станцию.

Параглайдинг
  В Будве много развлечений на воде. Здесь можно заняться дайвингом, рафтингом, подводным плаванием, предлагается параглайдинг в паре с инструктором (параглайдинг  - полет  как бы на парашюте, который прикреплен с специально оборудованной лодке). Полет продолжается примерно полчаса. С высоты можно увидеть всю красоту Будванской ривьеры. Удовольствие и ощущения просто незабываемые!

Экскурсия "3 каньона".

На следующий день после прибытия мы отправились на длительную экскурсию " По Золотому кольцу" знакомиться с основными достопримечательностями Черногории.  Начиналась она из города Будва, где мы и жили. Маршрут проходил от побережья через центральную Черногорию на север страны.
Дорога в горах

Каньон реки
   Нам показали 3 самых красивых каньона, один из которых глубиной около 1300 метров, находится на реке Тара. Эта река протекает практически через всю территорию страны. Река достаточно бурная и холодная, со множеством порогов. Вода необыкновенного цвета, какая-то зеленовато-голубая.  Берега крутые, но есть места, где легко спуститься к воде. Здесь можно отправиться на другую экскурсию по реке на надувных плотах под руководством опытного инструктора.
     Через реку можно переправиться через 5-пролетный мост, который овеян легендами и различными историческими фактами времен 2-й Мировой войны.
Мост
Известно, что один из пролетов был взорван с целью предотвращения перехода фашистов через реку.
Сам мост очень древний и сохранился со времен византийцев. Интересно, что его практически не перестраивали, но до сих пор по нему можно ездить даже на тяжелых автомобилях и автобусах. Мы прошли по этой достопримечательности, полюбовались видами, которые нам открывались, сделали несколько снимков.

Черное озеро
Проехав еще некоторое расстояние, мы прибыли, на так называемое, Черное озеро. Находится оно в горах, поэтому здесь мы почувствовали прохладу.
  Пока шли по дороге к воде нам попадались местные жители, торгующие ягодами и самодельными напитками. Здесь, говорят, и грибов много, люди их собирают для собственных нужд и для продажи. К сожалению мы были там не в ту пору. Поэтому пробовали только ягоды и напитки из них.
На канате через озеро
     Озеро оказалось на самом деле какое-то темное.  Экскурсовод сказал, что его глубина достигает 30 метров, потому оно и кажется черным. Над озером, в качестве аттракциона, проходит канатная дорога, где за определенную плату можно получить порцию адреналина.
        Дальше наш путь проходил через горнолыжный курорт Жабляк, который в не произвел на нас никакого впечатления, т.к. пошел дождь, автобус в городке не останавливался, а трассы были плохо видны. Мы посетили еще несколько интересных и красивых мест, о которых я собираюсь написать отдельно.
     Одним из наиболее интересных и запоминающихся для меня мест оказался монастырь Морача, расположенный на плато горы, возвышающейся над рекой.

Монастырь Морача.

Общий вид на монастырь

Православный монастырь Морача считается одним из наиболее значимых памятников Средневековья Черногории. Он принадлежит сербской православной церкви и является действующим монастырем. Расположенный в живописном месте на берегу высокогорного каньона реки, носящей такое же название, его территория обнесена мощной оборонительной стеной. Со стороны эти постройки легко принять за крепость.
Я у стен монастыря
      Сейчас это место является одной из  основных достопримечательностей, входящих в экскурсию по 3-м каньонам.

На территории много цветов и кустарников, даже строения обвиты лианами. Здесь же в парке находится источник со святой водой. Рядом с монастырской стеной (около ворот) протекает маленькая речушка (или ручеек). Тут же летом находится церковная лавка, скорее напоминающая беседку, в которой можно купить не только иконы и крестики, но и лечебные масла на основе меда,  производимые монахами, т.к на территории находятся пчелиные ульи. Все товары освящены при помощи мощей святого, захороненного в стенах монастыря.

Так здесь охлаждают напитки
В жару здесь же можно купить охлажденные напитки.
     В комплекс музея входят большая соборная церковь Успения Богоматери, малая церковь Святого Николая, нескольких строений с монашескими кельями и подсобными постройками.Обе  церкви являются типичным примером религиозной архитектуры древнего сербского государства. Они выполнены из камня и имеют один большой зал, венчаемый единственным куполом. Внешняя простота компенсируется богатым внутренним убранством. Фрески и иконы монастыря считаются одними из лучших образцов сербской и византийской настенной живописи.

Собор Успения Богоматери
Как нам рассказал экскурсовод, монастырь был основан в 1252 году. Во время османского нашествия XV века он был осквернен турками и, поэтому, покинут братией.

В 1574 году главная его церковь  была восстановлена. Внутренние фрески были заново нанесены в 1577-78 годах. Последние слои фресок выполнили мастера из города Котор в начале XVIII века. Малая церковь Святого Николая была восстановлена в 1639 году.
     Во время балканских войн в конце XIX века его использовали как оборонительное сооружение в боях с турецкой армией. В честь защитников, погибших при  обороне, на территории двора установлена памятная доска.
Малая церковь
      Особую ценность монастырю придают настенные фрески, ценные иконы, а также хранимые здесь старинные рукописные и печатные книги. Главный храм украшают фрески из жизни пророка Ильи (всего их – 11, но самая известная из них — «Ворон кормит пророка Илью», датируемая XIII веком). Также и некоторые фрески с ликами Богородицы и Христа сохранились со времен первой постройки церкви. Оказывается, в монастыре хранится экземпляр «Октоиха первогласника» — первой южнославянской книги на кириллице, отпечатанной в 1494 году.
    Для любителей старины и средневековой архитектуры, на мой взгляд, это очень интересное место.

Скадарское озеро.

Скадарское озеро – крупнейшее пресноводное  озеро на Балканах. Оно располагается на территории 2-х соседних государств Черногории и Албании. Ранее это была часть Адриатического моря, но сейчас отделено от него перешейком. Максимальная глубина, по словам экскурсовода, составляет 50 метров, средняя – 6 метров. В озере много подводных ключей и насчитывается их около 30 штук.
    В озеро впадает 6 рек, одна из наиболее крупных – Морача. Сток из озера в Адриатическое море осуществляется через реку Бояна, которая вытекает из озера в Албании в районе города Шкодер, по ней и проходит граница между Албанией и Черногорией.
   Берега  в основном заболочены. Во время подъёма уровня, когда в озеро попадает часть воды из реки Дрин низкие северо-восточные берега затапливаются. Считается, что вода в озере полностью обновляется от 2 до 2,5 раз в год.
    Это озеро очень красиво, особенно вечером на закате солнца.  Здесь очень много птиц (утки, чайки, цапли, пеликаны). В воде водятся различные виды рыб (уклейка, карп, сазан,  форель, угорь и пр.).
    По берегу проходят железная и автомобильная  дороги, соединяющие Черногорию с Албанией. Также здесь предусмотрено судоходство между этими двумя странами.
    Вдоль берега и на небольших островах юго-западного побережья сохранились древние крепости и православные монастыри.
     Чтобы увидеть Скадарское озеро во всей красе надо отправиться на экскурсию по этому водоему. Ее можно заказать в Будве. Эти поездки бывают дневные и вечерние.
 Мы там были днем, когда ехали на автобусе в Албанию.
Около берега озеро показалось нам заросшим
Само озеро нам показалось очень чистым и голубым, но по берегу, оно оказалось сильно заросшим кувшинками и водяными лилиями.

Но, несмотря на это, все выглядело просто великолепно. По более чистым местам виднелись рыбацкие лодки. Говорят, что вечером рыбаки привозят рыбу на берег, и ее можно у них купить. В ресторанчиках, предлагают  блюда из рыбы, выловленной днем.
    Для любителей природы и рыболовов – это просто удивительный отдых. Да, забыла сказать, что самостоятельно ловить рыбу в Черногории не разрешается, и за это удовольствие надо заплатить.

Экскурсия в Албанию.

Сейчас я очень хочу поделиться с вами, дорогие читатели, впечатлениями о поездке по этой интересной стране.

Флаг Албанской республики
    Албания (Шкиперия – так называют свою страну местные жители) находится на Западе Балканского полуострова и граничит с Черногорией. Туда очень легко добраться на автобусе. Маршрут пролегает вдоль Скадарского озера, по акватории которого проходит граница между этими государствами.

Наша экскурсия из города Будва началась рано утром и примерно в 9.00 мы подъехали к границе.  После проверки документов и переезда через пограничные посты нас встретил местный экскурсовод и мы поехали в один из древнейших городов -  Шкодер. По дороге нам повсюду встречались бункера, сохранившиеся с времен, когда Албания готовилась к войне против капиталистического мира (1950-1985 г.г.) Строились они за счет государства для каждой семьи. Сейчас некоторые из них разобраны, некоторые используются в качестве погребов.

На полях паслись большие стада крупных овец, которых, как рассказал экскурсовод, кормят оливками, которых Албании очень много. Оливы здесь растут на каждом шагу.

Из их плодов албанцы производят масло, делают консервы. Чтобы с хозяином заключили договора торгующие организации, надо иметь не менее 10 плодоносящих деревьев и обязательно иметь семью. Только такой человек считается достойным. Те у кого их около сотни считается чуть ли не миллионером.

Шкодер – один из известнейших городов Албании, расположенный на берегу Скадарского озера.  Здесь расположена древняя крепость  Розафа, находящаяся на достаточно высокой горе. К  воротам этой постройки автобус не смог подъехать, поэтому часть группы поднималась пешком, другая (более пожилые) подъехали туда на микроавтобусе за 1 евро.

Крепость Розафа

Крепость была заложена в в
IV-V в.до н.э. иллирийцами. Про ее постройку существует легенда, о том, что это место было проклято, и все постройки здесь моментально разрушались. Чтобы снять проклятье понадобилась человеческая жертва в виде молодой женщины, которая была замурована в стенах, и только после этого крепость смогла стоять многие годы. В 168 г. до н.э. она была захвачена римлянами, после чего  город стал развиваться в качестве торгового и военного центра.

В крепости сохранились некоторые постройки
До сегодняшнего времени  внутри оборонительных стен сохранилось несколько зданий, руин и построек. В одной из бывших казарм находится музей, посвященный истории крепости. Это место интересно еще тем, что здесь снимался фильм «Великий воин Албании», посвященный национальному герою Скандербегу.

Сюда, на территорию крепости приходят местные умельцы и предлагают туристам свой товар. Здесь можно купить ювелирные изделия из серебра по очень низким ценам, вина и бренди, а также сувениры с национальным албанским орнаментом.

Со стен можно полюбоваться окрестностями и сделать несколько фотографий с высоты птичьего полета.

Современный Шкодер мало чем отличается от всех современных городов. Единственное, на что  сразу же обращаешь внимание - это мирно сосуществующие   мечети, католические  и православные церкви.

Современный Шкодер
    Здесь есть свой «Арбат», на котором расположены многочисленные кафе, магазины, лавочки. Вся улица только пешеходная, здесь можно спокойно погулять, посидеть под навесами, чтобы спрятаться от палящего солнца, выпить кружечку местного пива…

Далее наш маршрут пролегал в столицу Албании – город Тирана. Этот город намного веков моложе Шкодера. Он построен турками в XVIIвеке. Здесь на главной площади установлен памятник национальному герою Албании Скандербегу (Георгу Кастриоти) .
Памятник Скандербегу
     Родившись в семье албанского князя, он попал в плен к туркам, долгое время жил и воспитывался в Турции, но затем, когда вырос и стал воином, вернулся на родную землю и возглавил антиосманское восстание в 1443 г.

Этот город также интересен тем, что здесь родилась известная всему миру Мать Тереза. Здесь на площади ей  установлен  памятник.

Тирана. Собор св. Павла
Еще хочется упомянуть, что проезжая по городу встречается множество построек времен, когда Албания была дружна с СССР. Здесь очень чувствуется влияние советской архитектуры (так называемые «Хрущевки»). Некоторые из них так и стоят в своем неизменном виде, но многие модернизированы албанскими архитекторами. Им удалось придать новый красивый и современный вид этим старым постройкам. Если бы экскурсовод не сказал, мы ни за что бы не догадались, что это бывшие «Хрущевки»).

Купол в Соборе Св. Павла
    Погулять по Тиране нам не удалось, т.к. полил сильный дождь, и мы  успели посетить только Собор Святого Павла. Сам Собор очень красивый, особенно внутри. На куполе имеется только одна роспись Спасителя на голубом фоне. Помещение убрано очень просто, зато алтарь поражает своим великолепием.
А потом нам пришлось спрятаться в сначала в кафе, а затем в близлежащем магазине. Зато многие из нас купили там оливковое масло, турецкий кофе и многое другое из пищевых продуктов и напитков. Как назло, когда настало время отъезда, снова выглянуло яркое солнце, но нам было уже не до прогулок. Пора было возвращаться в Будву. Обратно мы ехали очень долго из-за длительной стоянки у погранзастав, многие из нас опоздали к ужину, так что купленные продукты в Тиране оказались очень кстати…

Поездка в Боснию и Герцеговину.

Когда мы были в Черногории, конечно же, решили максимально побывать во всех интересных для нас местах.  Одним из них оказался город Требинье и монастырь Тврдош в восточной части Боснии и Герцеговины.

Эта экскурсия, как и все остальные, начиналась из Будвы. Сначала мы проехали вдоль  очень красивого местечка Герцог-Нова и  там пересекли Бока-Которский залив на пароме и подъехали к черногорско-боснийской границе.
Из Черногории в Боснию-Герцеговину
Здесь мы немного постояли пока проверили все паспорта  и отправились к православному храму Благовещения Пресвятой Богородицы ( еще его называют Херцеговачка Грачаница), который находится на  холме Црквине около города Требигье. Это целый комплекс, где имеется своя библиотека, звонница, церковная лавка. На территории разбит небольшой, но очень уютный парк.
Вид на Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Х
рам построен в честь известного сербского поэта и дипломата Йована Дучича, который завещал городу свою богатую библиотеку, где можно найти очень редкие книги. И хотя он умер не на Родине, он просил похоронить себя здесь в Требинье. Могила поэта находится в Храме, а в  городском парке ему установлен памятник.

Вид с горы на город Требинье
    Сам город Требинье – один из красивейших городов Боснии и Герцеговины. Его история относится к античным временам. Здесь много узких улочек, вымощенных камнем, много магазинов и сувенирных лавок. Также мы увидели православную церковь Преображения и мост Арсланагича, построенный в XVI в.

Вход в монастырь
Очень интересным нам показался монастырь Тврдош, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Построен он на скалах рядом с городом.

Существует предание, что его построили император Константин Великий и его мать Елена в  IV веке.

В монастырском погребе
     Монастырь славится своим виноделием. Здесь производят такие известные по всему миру вина, как Вранац, Каберне, Мерло и Жилавка. Эти настойки продаются на 4-х континентах, кроме Вранац, выпуска 2003 года. Это вино самое дорогое из монастырских изделий, и его цена  на торгах доходит до 500 евро за бутылку.

В таких бочках созревает монастырское вино
    Монахи и по сей день сохраняют традицию сербского виноделия. Здесь в старом подвале XV  века в дубовых бочках самых различных размеров созревают и хранятся монастырские вина. Здесь же их  можно попробовать и приобрести. Мы купили несколько бутылочек по доступным ценам для себя и в качестве сувениров для друзей.

На этом наша поездка закончилась, и мы вернулись в Будву.

На экскурсии Мини Монтенегро.

Находясь в Черногории, нам, как любителям старины, совершенно невозможно было не поехать на такую экскурсию, которая знакомит с историей и традициями этой страны. Она называется Мини Монтенегро.
    Сначала мы приехали в древнюю столицу Черногории - город Цетинье, где находится известный действующий мужской монастырь - крепость.

Общий вид на монастырь
С давних времен здесь находится резиденция митрополитов Черногории. Для паломников это одно из наиболее популярных мест.
    Прежде всего, Монастырь известен благодаря хранящимся здесь христианским реликвиям. Главная среди них - десница (кисть руки) Иоанна Крестителя, которой, по преданию, он крестил Иисуса Христа.
    Другая святыня – это  фрагмент Святого креста с Голгофы, на котором был распят Иисус. Тут же находится и плащаница, вышитая руками российской императрицы Екатерины II.
Кузнец
    К нашему сожалению, фотографировать внутри монастыря не разрешается, поэтому нам пришлось поторопиться, и сделать фото не заходя за святые  стены.
   Цетиньский монастырь можно также увидеть в российском фильме «Граф Монтенегро». В этом месте снималась встреча одного из главных героев фильма с Митрополитом Черногории.
   Сам город небольшой, уютный и зеленый. Тут много кафе, магазинов, очень интересная кузница под открытым небом, где прямо у вас на глазах работает под музыку кузнец. Здесь же выставлены на продажу его изделия. Они стоят  совсем недорого
На площади
   На площади под платанами расположено кафе, где можно с удовольствием выпить чашечку кофе всего за 50 центов (больше таких мест нигде  не найти). Чуть дальше на сквере установлен памятник королю Петру Негошу.
Памятник королю Петру Негошу
    Далее наша экскурсия шла в село Негуши. Дорога вела вдоль горы Ловчен, которая сама является уникальным местом. Это  самая важная гора Черногории. Здесь расположен один из национальных парков.  По словам экскурсовода, здесь расположен мавзолей Петра Негоша – духовного лидера черногорцев,  военного стратега поэта и философа. Место для захоронения Владыко выбрал сам.
    Село Негуши – родина династии Негошей, которая правила в Черногории с 1696 года. К сожалению, их жилище не сохранилось.
Пробуем местные деликатесы
    Село славится своими деликатесами. Здесь находится завод по производству пршута (копченый свиной окорок). Негушский сыр  и медовуха просто необыкновенно вкусны. Все это приготовлено по традиционным рецептам. Все это нам предложили попробовать и купить. Конечно, целую свиную ногу мы не взяли, но несколько упаковок с нарезкой пршута,  колбаски и сыра мы купили для себя и  своих друзей.
     Довольные этой поездкой мы вернулись в отель, где нас ждал не менее вкусный ужин.

«Пиратское» путешествие.

Находясь в Черногории, мы как любители приключений и истории купили билеты на экскурсию, называемую «Пиратское путешествие. По программе мы должны были осмотреть древний город Котор, всю Бото-Которскую бухту другие любопытные места, связанные с пиратством и мореплаванием.
     Наше путешествие началось с древнейшего города Котор, который был основан более 2-х тысяч лет назад и расположен  на  берегу залива.
    Старый Город окружают древние стены, которые, как принято считать, защищали его от нападения. Поднимаются они от самого моря до подножия горы к  крепости Св. Ивана. Построены они были еще во времена Византийской империи.  По словам экскурсовода - это фортификационное сооружение уникально, нигде в мире не существует ничего подобного.

Первое, что мы увидели, прибыв сюда – это был огромный океанский лайнер, стоящий в порту, на котором прибыли туристы, путешествующие по морю.

Морские ворота
Далее мы прошли к городским воротам, построенным в византийском стиле. Сами ворота являются одной из достопримечательностей Котора.

Рядом с ними расположен киоск, где можно приобрести карту  древней части  города с названиями улиц и обозначенными достопримечательностями.
    Когда мы вошли в ворота, то сразу обратили внимание, что здесь смешаны культуры различных эпох и традиций.
    Также нас поразил то, что в таком небольшом городе, но очень уютном находится огромное количество исторических, религиозных и культурных достопримечательностей.
 Интересен такой факт, что около одной из стен существует, так называемая «Кошачья» площадь, где к 12.00 сюда приходи огромное количество кошек.
    По рассказам экскурсовода, это продолжается в течение многих веков, начиная с тех пор, когда рыбаки выбрасывали на это место не проданную рыбу. Но и  достопримечательности Котора, что теперь эта «традиция» у кошек передается по наследству. Их здесь бывает такое количество, что иногда экскурсантам, находящимся площади, даже встать некуда. Здесь же рядом растет огромный дуб, запах там…
    Основными занятиями местных жителей до сих пор являются мореплавание, рыболовство и торговля. С недавних пор Котор стал еще и туристическим. Люди сюда прибывают со всех сторон света посмотреть на столь необычный  город.

Городской пейзаж
 Здесь сохранились узкие улочки, романская и византийская архитектура: католический кафедральный собор Св. Трифона, церковь Св. Луки 12 века, часовая башня и крепость 13 века, находящаяся у  подножия горы Ловчен.
      Очень интересен  собор Святого Трифона — один из самых древних памятников романской архитектуры. Освещен он был в 1166 году в присутствии византийского наместника.  Его разрушали множество раз пушечные ядра и землетрясения. Особенно сильные повреждения были от землетрясения 1667 года: обвалились обе его колокольни. На их месте в 17 веке были построены новые.
      К сожалению, этот храм, как и весь Старый город, снова пострадал от землетрясения в 1979 году. Но и по сей день там хранятся в ковчеге мощи Святого Трифона - чудотворца и покровителя Котора.

Церковь Св. Луки
Еще  одной из самых известных  достопримечательностей города является церковь Святого Луки. Она стоит в центре старой части города на площади Греца.
      Церковь была построена в конце 12 века и соединяет в себе элементы романской и византийской архитектуры. Это единственная во всем городе постройка, которая устояла во время землетрясения 1979 года. Сразу после постройки церковь была расписана фресками, от которых сохранились лишь незначительные фрагменты.
     Пол храма практически полностью сложен из могильных плит, поскольку вплоть до 1930-х годов в середине здания проводились захоронения жителей Котора.
     Первоначально церковь была католической, но в 17 веке в город прибыло много православных христиан, и церковь была отдана им. Сейчас церковь Святого Луки является одной из немногих в мире, где одновременно существует и католический и православный алтари. Сейчас она действующая и открыта для всех желающих. Котор – очень интересный город, но наш маршрут продолжался.
     В порту мы сели на прогулочный корабль и отправились осматривать заливы Бока-Которской бухты. На борту нам предложили бесплатные напитки и печенье. Погода была великолепная. Кто-то из нашей группы расположился на верхней и нижней палубе, а те, кому было уж очень жарко на солнце - спрятались внизу под навесом. Экскурсовод непрерывно рассказывал обо всех интересных местах, находящихся на берегу. Так мы добрались до уникального остров «Богородица утеса»,  построенного руками людей.

Вид на остров Богородицы утеса
Об этом острове рассказывают, что  когда-то на этом месте рыбаки нашли икону Богородицы и принесли ее в поселок. Но на утро икона пропала, и ее снова нашли на том же месте на скале среди моря. Так повторялось несколько раз. Тогда люди решили построить здесь церковь. Для постройки они навезли к утесу  горы камней, останков разбитых кораблей и, в итоге, получился остров, где вокруг скалы  построили великолепную церковь.  Икона и сейчас находится  на своем месте. Икона так и называется «Богородица утеса»  и считается покровительницей мореплавателей не только Адриатики, но и всего мира.  К камням утеса со святой иконой можно прикоснуться.  За самим изображением есть проход к самой скале,  Говорят, что если сунуть в отверстие руку, то ваше самое сокровенное желание непременно сбудется.
    Здесь же на острове хранится икона Девы Марии, вышитая своими волосами женщины, которая ждала своего мужа из далекого плавания. Не известно, дождалась ли она его, но за это время ее темные волосы превратились в совсем седые и мастерица ослепла. Достоверно доказано (по словам экскурсовода), что шитье темных, сероватых и белых мест на иконе подлинные волосы женщины. Звали ее Яцинта Кунич.
     В небольшой лавочке, расположенной в церкви можно приобрести различные крестики, четки, именные иконы, а также копию иконы Девы Марии. Все изделия освящены и стоят совсем недорого. Мы, например, купили икону всего за 2 евро.
   Всем верующим и неверующим очень рекомендую побывать здесь. Здесь очень сильная светлая энергетика. После посещения этого удивительного места все члены группы рассказывали о том, что чувствовать себя стали намного лучше.
   После этой экскурсии нас ждал обед и отдых на пляже. Вот о нем мне и рассказать-то нечего. Пляж маленький, но на нем много кафе, где можно пообедать. Цены, надо сказать, совсем не низкие.
   Накупавшись, мы продолжили свой морской круиз к форту Мамула.

Остров Мамула
Форт находится на небольшом скалистом острове.  Он  построен в 19 веке, был неприступной крепостью и охранял вход в бухту. Во время второй мировой войны оккупанты  сделали там тюрьму.  Сейчас там совершенно безлюдно, все заросло травой и колючками.  Хотя все постройки вполне прилично сохранились, крепость никто не покупает. Здесь можно увидеть только чаек, а по территории бегают кролики, которых подкармливают добрые экскурсанты. Как они туда попали – не известно.
      Затем мы побывали в заброшенной военно-морской базе. Это огромный тоннель в скале, куда заходили на ремонт югославские подводные лодки. Таких тоннелей по берегу встречается достаточно много.
   На этом наша поездка закончилась. Мы вернулись в Котор, где нас ждал автобус, чтобы отвезти обратно в Будву. Вернулись мы уставшие, но полные впечатлений, которыми мне так хотелось поделиться с вами, дорогие читатели.
   Про"Пиратское" путешествие предлагаю Вашему вниманию видеоролик.