По Калининграду и Калининградской области

В Калининградской области

Недавно мы вернулись из поездки в Калининград и по его области. Желание побывать в этом интересном и красивом городе возникло у меня давно, лет так 10 назад, когда впервые я услышала, что там есть чего посмотреть. Но другие дела и заботы никак не давали добраться до этого старинного города.
    Калининград (Кёнигсберг) – самая западная область России и до 1945 года принадлежал Восточной Пруссии. После окончания ВОВ эти земли были поделены между Польшей и Советским Союзом. Так в России появился этот древний город времен рыцарей и героев.
   И вот свершилось. Наконец, я выбрала время для поездки в это удивительное место.
    Заранее мы нашли недорогую квартиру в центре города и заказали билеты на самолет (поездка поездом нам показалась слишком утомительной и долгой). Дорога на такси заняла не более получаса, и мы отлично устроились.
   Сразу, еще по дороге, нас поразило то, что вдоль трассы высажены деревья, да и в городе очень много зелени. Хозяйка квартиры сказала, что это особенность  Калининграда, что тут тропический климат, и здесь можно встретить самые неожиданные растения. Погода здесь переменчивая, поэтому отправляясь на прогулку, надо обязательно брать с собой зонтик. Дождик может начаться неожиданно. Калининградцы шутят: «Если вам не нравится погода, подождите 15 минут, и она изменится»…
В Калининграде

Городской пейзаж. Башня Врангеля.
  Сразу же, как только мы заселились, то отправились бродить по городу.
     Хозяйка рассказала, что если выйти на Ленинский проспект к отелю «Калининград» и идти вверх , то недалеко будет городской зоопарк.

В Зоопарке

Енотик хочет вкусненького
     Первыми нас там встретили симпатичные енотики, которые мило улыбались посетителям, выпрашивая что-нибудь вкусненькое. Следующими животными были тюлени, которые разлеглись на солнышке. За ними следовали медведи, тигры, львы, белые и серые волки. Здесь же были громадный индийский слон и жираф, поразивший нас своей высотой: его рост показался нам раза в 3 выше ограды.
    Калининградский зоопарк сильно отличается от привычного москвичам тем, что там нет привычных клеток, а животные свободно гуляют в вольерах.

О транспорте

Храм Христа Спасителя и церковь Петра и Февронии
      По дороге в зоопарк мы попали на центральную площадь города – Площадь Победы. Здесь наше воображение поразила стела, посвященная победе над фашизмом, Храм Христа Спасителя и церковь  Петра и Февронии.
     Здесь же, на площади, находится Северный вокзал, откуда ходят поезда во все города Калининградской области, но очень редко, поэтому городские жители и гости предпочитают пользоваться междугородними автобусами. Билеты на них стоят недорого. Например, до Светлогорска можно доехать за 70 руб. и потратить на дорогу минут 30-35.
Площадь Победы и Северный вокзал

Еще нам очень понравилась идея по организации пешеходных переходов в центре Калининграда: совместно с традиционными светофорами на основных перекрестках имеется голосовое сообщение на какую улицу переход разрешен,  а на какую заканчивается. На наш взгляд, это очень удобно и водителям, и  пешеходам.

В Музее Янтаря

Замковый (нижний) пруд
    На следующий день мы отправились к Музею Янтаря. По дороге от дома нам попался красивый огромный по размерам пруд. Местные называют его Нижний. Несколько позже мы узнали, что это -  знаменитый Замковый пруд, о котором ходит немало легенд.
   Но тогда мы об этом не знали и не обратили на него особого внимания.
А вот, когда мы подходили к Музею янтаря, там первое на что мы обратили внимание, был другой большой пруд с красиво оформленным берегом (Верхний пруд).
 Рядом с ним располагаются сохранившиеся остатки крепостной стены и еще какое-то здание, напоминающее дворец. Но что это– мы так пока и не выяснили.

Башня Дона (Музей янтаря)
      Чуть дальше мы увидели башню, которая называется башня Дона. Здесь и расположен музей. Рядом с башней пристроились мастера по работе с янтарем. Они тут же работают над изделиями и продают их по весьма доступным ценам. Заплатив небольшую сумму за вход в музей, прошли по всем 3-м этажам этой уникальной сокровищницы.
      Здесь находится огромный самородок. Внешне он серого цвета, и его легко принять за какой угодно камень.
Этот самородок весит 4,28 ку
      Здесь же можно увидеть обработанный янтарь с инклюзивами, которым миллионы лет. Наше внимание привлекли изделия, такие как портреты известных людей, солдатики, Александрийская колонна и др.
      Янтарь в Калининграде можно увидеть почти везде: в аэропорту, в магазинах, на уличных лавочках и даже в газетных киосках. Это поистине янтарный город.

По территории Росгартена

Рядом с башней Дона находятся Росгартенские ворота с очень красивой архитектурой. Сейчас там ресторан, поэтому как ворота они не воспринимаются.
Росгартенские ворота
    Чуть подальше, за поворотом, можно увидеть необыкновенно красивую церковь, рядом с которой находится парк развлечений: здесь можно посетить дельфинарий, ресторан, выполненный «под Королевский замок», а для детей оборудована специальная площадка.

На острове Канта

Кафедральный Собор

Кафедральный собор
      Гуляя по городу, мы вышли к реке Преголя и к острову Канта – небольшому острову, где расположен Кафедральный Собор, поразивший нас своей архитектурой. По вечерам здесь проводятся органные концерты. Сам Собор показался нам  еще интереснее тем, что в нем расположены 2 церкви: одна лютеранская, а другая – православная. Здесь же находится и знаменитая библиотека Канта.
Могила Канта
       В восточной части Храма находится могила Канта, благодаря которой, Собор во время войны частично сохранился (немцы чтили память этого философа). Сейчас полностью восстановлен.

В парке

Центральная аллея
     Тут же, на острове, находится уютный тенистый парк, где можно погулять, посидеть с книгой, полюбоваться расположенными на аллеях старинными скульптурами, которые, к моему большому сожалению, не очень хорошо сохранились.  Иногда даже приходилось гадать, что это за статуя.
    Летом гулять по острову Канта (да и по городу тоже) лучше всего в удобной обуви на низком каблуке, т.к. там дорожки (а местами и тротуары тоже) выложены брусчаткой, сохранившейся еще со средних веков.

Речная прогулка

Гуляя по парку, мы вышли на набережную реки, где нам предложили совершить часовую экскурсионную прогулку на катере по Преголе.
Катер на реке
    Экскурсовод рассказал нам историю города и показал основные достопримечательности города, проплывая по воде.
     Отсюда мы увидели замечательные мосты, о которых существуют различные легенды, существует даже загадка: можно ли проехать по всем островам, ни разу дважды не пересекая один и тот же мост. Над этой задачей думали ученые, и пришли к выводу, что нельзя. Тогда один из королей решил построить еще один мост, задача стала разрешимой.
Мост Юбилейный
     Проплывая дальше, мы увидели 2 порта: один речной, другой – морской. Сейчас морской, практически не действует, но на его берегах находится средневековое зернохранилище, действующее и сегодня.

В Рыбной деревне

Маяк
    Во время следующей прогулки мы решили заглянуть в Рыбную деревню. Находится она на набережной реки недалеко от острова Канта.
    Интересен тот факт, что деревня почти полностью была разрушена во время бомбежек Кёнигсберга. Сейчас она полностью реставрирована по сохранившимся чертежам и фотографиям. Из старинных зданий хорошо сохранился маяк, наверху которого расположена смотровая площадка, откуда виден практически весь город.
Памятник Прусскому Коту
    Рядом с Маяком находится рыбный магазин, где можно купить любую рыбу, даже такую редкую как угорь. Здесь же расположены отели, кафе и рестораны, а также сувенирные лавочки. Отсюда же отправляются многочисленные экскурсии, в т.ч и речные прогулки.
    Рядом с Рыбной биржей расположен небольшой, но красивый скверик, где находится маленький кованный  памятник Прусскому Коту, высота которого примерно до коленок.

Территория Рыбной деревни невелика, но очень чистая и уютная. Здесь, на набережной мы увидели любопытные лавочки для отдыха, на спинках которых написаны  цитаты из высказываний известных во всем мире людей. Некоторые из них заставили нас задуматься… о жизни.

В Центральном парке культуры и отдыха

Гуляя по  городу нам  непременно захотелось посетить ЦПКиО. О нем мы тоже были много наслышаны.
      Когда мы зашли в Парк, то первое, что нас удивило,  - это огромное количество людей, гуляющих кто с детьми, а кто и с собаками.  И никто ни с кем отношения не выяснял.  Здесь места хватало всем: для детей оборудована специальная площадка, а остальным хватало места на аллеях и лавочках.
      Недалеко от входа в помещении бывшей кирхи королевы Луизы теперь оборудован Детский Кукольный Театр, куда с удовольствием ходят родители с детьми. Когда мы проходили мимо касс, туда стояла большая очередь, а чтобы детям было не скучно стоять для них рядом с театром предусмотрены аттракционы, так чтобы взрослые и дети могли видеть друг друга.
Памятник В. Высоцкому
       Пройдя чуть дальше, мы увидели концертную площадку, рядом с которой находится памятник Владимиру Высоцкому, высеченный из мрамора, к которому почитатели известного артиста приносят цветы. Мы тоже не удержались и тоже положили к подножию красные гвоздики.
Памятник барону Мюнхаузену
     Здесь же в парке мы наткнулись на необычное кованое сооружение. Подойдя поближе, мы поняли, что это –  памятник барону Мюнхаузену. Для него использовано очень нестандартное дизайнерское решение: фигура Барона как бы отсутствует, зато заняв его место, посетители с удовольствием фотографируются.
    Нагулявшись, мы решили перекусить в местном кафе. Здесь предлагают разнообразные блюда, как для детей, так и для взрослых. Цены оказались очень приемлемыми. Насытившись, мы продолжили прогулку по городу.

Фридрихсбургские ворота и крепость

Фридрихсбургские ворота
      На мой взгляд, это сейчас одно из наиболее интересных мест в Калининграде. Крепость была построена она в 1657 году в западной части города рядом с рекой Преголя для защиты от нападения шведов. Вход не нее осуществлялся через Фридрихсбургские ворота, которые были построены специально для въезда в крепость. До нынешнего времени ворота практически полностью сохранились после перестройки 19-го века.
     К сожалению, сегодня мы увидели только башню и часть стены, окружавшей эту цитадель; крепостные постройки не сохранились, кроме здания бывшего арсенала, куда посетителей не пускают.
    Территория крепости имеет квадратную форму с угловыми бастионами, каждый из которых носит название драгоценных камней.

На территории крепости
Интересным нам показалось, что по словам экскурсовода и копиям  документов, представленных на выставке, здесь во время «Великого русского посольства» 1697 года находился Петр Первый и проходил артиллерийскую подготовку.
    В настоящее время крепость – филиал Музея Мирового океана. На ее территории хранятся различные сохранившиеся лодки, якоря, пушки и прочие морские принадлежности. Тут же представлены копии различных документов, посвященные истории Крепости.
План крепости
    Нас очень заинтересовал план этой цитадели, изображенный прямо под ногами. На нем изображены все постройки, которые когда-то здесь были. К моему глубокому сожалению, они не сохранились.
   Недалеко от входа в крепость-музей сохранился большой памятник Прусскому черному коту и изображение сапога, который, по легенде, некогда принадлежал барону Мюнхаузену, который сначала мы приняли за обувь Петра Первого.
Черный прусский кот
   Очень обидно что, то место, где раньше был спуск к реке, сейчас занимает автостоянка, которая очень портит  общее впечатление от посещения этого музея.

Для любителей старины – это прекрасное место для знакомства с историей города Кенигсберга, если территорию крепости отреставрировать, какой она была в прежние времена.

По замкам Калининградской области
Замок Тапиау
    Как истинные любители средневековья мы не могли отказать себе в удовольствии посетить некоторые замки, относящиеся к этому времени. В первый же день нашего пребывания в Калининграде мы заказали экскурсии по замкам. Нас сразу предупредили, что они далеко не в самом лучшем состоянии, но мы были готовы посетить их несмотря ни на что.
     Оказалось, что все замки, которые нам предстояло посетить, находятся за пределами города, поэтому мы оделись под загородную поездку. На всякий случай захватили зонтики и кофточки, т.к. помнили, что погода здесь весьма переменчивая.

Замок Вальдау

Указатель на замок и памятный камень
  Первый замок, который мы посетили, находится в поселке Низовье и назывался Вальдау. Он относится к 13-му веку и когда-то принадлежал тевтонскому ордену.
   Многое повидал этот замок.
    Первое, что мы увидели, выйдя из автобуса, - это был камень с указанием, что в этих местах был царь Петр I во время Великого русского посольства. Пройдя чуть дальше, в парке около Замка, нам в глаза бросилась  огромная плита, посвященная защитникам Первой Мировой войны. Здесь же в парке сохранился колодец, построенный еще в средние века.

Вид на Замок
    Около входа нас встретил директор музея и сам провел экскурсию.
    Он оказался очень интересным человеком. Как выяснилось,  во время советской власти в здании Замка  находилось сельскохозяйственное училище, а он был воспитателем и учил ребят работе по дереву. Одновременно, увлекшись историей замка, создал бригаду «волонтеров», которые помогали искать документы и различные предметы старины, которые сохранились в этих местах. Так появился музей Вальдау. Благодаря сотрудникам музея и местным энтузиастам-волонтерам количество экспонатов все время увеличивается.

Директор  музея
    Нам очень повезло, что экскурсию проводил  увлеченный человек. Мы осмотрели весь замок, побывали в отреставрированных помещениях подвала, где собраны интереснейшие материалы об этих местах, начиная с древних времен. Хорошо, что на ногах у нас были кроссовки, т.к. в подвалах пол выложен камнем, некоторые ступени скользкие, а камни неровные.

Экспозиция, посвященная  М. Шенкендорфу
В залах музей  тоже много интересного: там есть зал рассказывающий о  владельцах замка, зал Великого русского посольства, экспозиция, посвященная одному из известных прусских поэтов начала 19-го века - Максимилиану фон Шенкендорфу. А вы слышали о нем что-нибудь?  Лично я узнала про него и его судьбу, только посетив этот замок. Оказывается, он участвовал в войне 1812 года и писал стихи о Родине.

Деревянные фигурки, выполненные руками директора
 Также нам очень понравился зал изделий из дерева, созданных директором Музея: все фигурки сделаны из различных пород дерева, которые растут в Восточной Пруссии.

Как нам показалось, это один из интереснейших замков Калининградской области.

Замок Инстербург

Следующий замок, который мы посетили, был Инстербург, находившийся в городе Черняховске (ранее Инстербург). Замок построен в 14 веке по приказу магистра Тевтонского ордена Альгенбурга. Медальон с его портретом и сейчас можно увидеть в воротах при входе на территорию музея.
     Строился замок в качестве бастиона для защиты от врагов и одновременно для военных вылазок ордена.

Замок в наши дни
 К сожалению, до наших дней он дошел в полуразрушенном состоянии, но благодаря стараниям местных энтузиастов-волонтеров (некоторые из них и живут в замке), музей потихоньку реставрируется. Экскурсии для туристов проводят сами волонтеры с большим воодушевлением. Чувствуется, что они просто обожают свою работу и историю Инстербурга.

Сейчас там действуют несколько залов, посвященных истории этой местности, представлены средневековые предметы, которые были найдены недалеко от музея.

Художник-ремесленник за работой
   В одном из таких залов работает местный художник-ремесленник, создающий свои изделия в стиле средневековья по образцам того времени. Сам он тоже предстает перед нами в старинном образе. Здесь же у него можно купить сувениры по доступной цене.

В другом зале организован театр, где проходят различные концерты, любительские спектакли и фестивали.
     Больше всего нам запомнились конюшня с пока еще единственной лошадью и площадка для конных состязаний, но работа продолжается и в скором времени в конюшне ожидается пополнение новыми лошадками.

В пещере
 Также хорошее впечатление произвела пещера, (говорят, что там еще множество проходов, но пока они еще они под завалом) но раскопки продолжаются. О пещерах и подземельях этого замка ходят различные легенды о призраках и  мифических существах, якобы обитающих там.
    Нам рассказали наиболее интересные из них.

Что касается пещеры, в которой нам удалось побывать, то пока там еще не все хорошо: темно, скользко, легко удариться головой о  низкие своды. Под ноги тоже надо непрерывно смотреть, т.к. легко споткнуться о неубранные камни.

Так что, если вы любитель средневековья, – вам наверняка понравится поездка в Инстербург.

Замок Георгенбург

Еще одним замком, о посещении которого хотелось бы поделиться является Георгенбург. Он находится недалеко от города Черняховска.

Сначала в 13 веке здесь было построено военное укрепление, которое было названо в честь святого Георгия. Позже, уже в 14 веке, по приказу великого магистра Тевтонского ордена началось строительство замка.

Замок долгое время переходил различным хозяевам  из рук в руки.
   В 18 веке здесь начали разводить лошадей, были построены конюшни и площадки для выездки.
Конюшни

С тех пор замок и конюшни были неоднократно разрушены.

В настоящее время силами местных волонтеров-реставраторов все постепенно восстанавливается. Конюшни сейчас в превосходном состоянии, здесь разводят лошадей, тренируют их для выездки и конкура. Здесь же находится что-то типа музея, посвященного лошадям-победителям разных чемпионатов.

Солярий
   По помещениям конюшни проводятся экскурсии, в которых подробно рассказывают о породах лошадей, показывают солярий, созданный специально для ухода за ними.

Интересно, что по самому замку экскурсий нет, но по желанию за дополнительную плату (по очень доступным ценам) волонтеры-реставраторы сами проводят экскурсию.

Сергей - наш экскурсовод по замку
     Договорившись с одним из них, мы и прошли на территорию, которая оказалась (на наш взгляд) еще интереснее, чем конюшни.

Порадовало то, что хотя замок еще находится в полуразрушенном состоянии, здесь чувствуется, с какой любовью здесь все приводится в порядок: разгребаются завалы, по каменным дорожкам легко пройти, за садом ухаживают.

Но хочется сказать, что если вы захотите посетить сам замок, то лучше всего идти на эту экскурсию в удобной обуви без каблуков, потому что завалы еще не везде разобраны, особенно при входе в замок.

В "пыточной"
    Мы прошли по всем этажам, побывали в подвалах, где уже  все отреставрировано. Здесь представлено средневековое оружие, доспехи и предметы быта. Тут же можно заглянуть в «пыточную» и  увидеть соответствующие предметы, от которых в дрожь бросает только от сознания того, что эти орудия применялись для издевательств над живыми людьми.

Один из каминов
  Позже, когда мы поднялись по каменным ступеням наверх и прошли по этажам, нас очень заинтересовали камины, которые находятся почти во всех залах , и обогревают весь замок, но если заглянуть в любой из них и посмотреть вверх, то видно небо. Это просто удивительно. Окна также практически отреставрированы и имеют средневековый вид, особенно поражает их форма, которая соответствует формам 13 века; видимо реставраторы немало потрудились, изучая технологию строительства средневековья, при восстановлении всех построек и прилегающих к ним территорий.

В одном из залов замка
    Это просто уникальное место. Особенно поражает энтузиазм местных жителей и особенно организация  реставрационных работ. Надеюсь, что в скором времени и  сам   замок Георгенбург станет местом для экскурсий.